Температура воздуха за окном постепенно понижается, а значит уже пора задумываться о подготовке своего автомобиля к зиме. Зимний сезон – это время, когда погодные условия и факторы внешней среды оказывают самое негативное влияние на состояние автомобиля, а от водителя на дороге требуется соблюдать предельную осторожность и внимательность. Однако многие автовладельцы готовятся к зиме довольно просто и незатейливо, ограничиваясь лишь заменой летней резины на зимнюю и заливкой незамерзающей жидкости в бачок стеклоомывателя.

Такие меры зачастую оказываются недостаточными для нормальной подготовки машины к зиме. При подготовке автомобиля к зимнему сезону существует множество других нюансов, на которые должен обратить внимание автовладелец для того, чтобы обеспечить свою безопасность во время езды по зимним дорогам и продлить срок службы отдельных узлов автомобиля.

Кузов, стекла и световые приборы

Подготовку к зиме обычно начинают с внешнего осмотра автомобиля для оценки его общего состояния. В первую очередь, необходимо обратить внимание на кузов. Зима – это не самый благоприятный период для эксплуатации автомобиля. И особенно это касается кузова машины, ведь смесь песка с солью, которой обильно посыпают городские улицы дорожные службы, оказывает разрушительное воздействие на лакокрасочное покрытие кузова. В участки с поврежденным покрытием, которые не обработаны антикоррозийным составом, довольно быстро проникает вода, вследствие чего они начинают ржаветь. Появлению микротрещин и царапин на краске также способствуют резкие перепады температуры, снег и ледяная корка, характерные для зимнего периода. Любая даже самая незначительная царапина на лакокрасочном покрытии чревата возникновением крупного очага коррозии уже в весенний период.

Чтобы через пару – тройку зимних сезонов кузов автомобиля не превратился в настоящее решето, необходимо проделать антикоррозийную обработку. При наличии сколов и небольших вмятин на кузове их следует сначала заделать с помощью простых инструментов. Царапины на кузове автомобиля с растрескавшимся лакокрасочным покрытием нужно зачистить, обезжирить и закрасить. После этого делают антикоррозийную обработку кузова посредством специальных препаратов, пригодных для использования в условиях низких температур.

Особое внимание следует уделить состоянию колесных арок и подкрылков, поскольку именно они будут находиться в постоянном контакте с дорожной кашей, состоящей из песка, соли, снега и воды. Осматривая кузов автомобиля, не стоит проходить мимо таких элементов, как резиновые уплотнители дверей. Для них актуальна проблема промерзания в зимний период, в результате чего при открывании дверей эти уплотнители легко повредить. Рекомендуется дополнительно защитить их с помощью простого силиконового спрея.

Стекла и световые приборы, естественно, также нуждаются в особой подготовке к зиме. В условиях снегопада обзорность на дороге заметно падает, поэтому нужно быть уверенным в эффективной работе стеклоочистителей, обдуве и обогреве стекол. Чтобы обеспечить превосходную видимость в зимний период следует тщательно вымыть все стекла автомобиля и затем залить в омывательный бачок незамерзающую жидкость, которая должна работать при морозе и содержать особые добавки, эффективно удаляющие грязь и снег со стекла.

«Дворники», которые оставляют на стекле матовые полосы и «развозят» грязь, лучше сразу выбросить и поменять на новые. Проверьте также состояние системы электрообогрева стекол.

Поскольку зимой световой день гораздо короче, то ездить  приходится преимущественно в темное время суток. Утром владелец автомобиля отправляется на работу в темноте и приезжает с работы, когда уже затемно. В этой связи очень важно, чтобы все световые приборы машины были вымыты и работали без сбоев. Можно запастись лампочками для световых приборов, поскольку вследствие езды с постоянно включенными фарами лампочки довольно быстро перегорают.

Шины

Готовим авто к зимеКататься на летней резине в зимний сезон – удовольствие не только сомнительное, но и крайне небезопасное. В холодные зимние дни летняя резина просто затвердевает и превращается в жесткую пластмассу, которая, естественно, не может обеспечить надежного сцепления с дорожной поверхностью. Наиболее подходящее время для смены летних покрышек на зимние – когда температура воздуха начинает держаться на стабильном уровне, близком к нулю. Как правило, это конец октября – начало ноября, но в северных регионах России «переобуться» в зимнюю резину можно и пораньше.

Сегодня выпускаются всесезонные шины, которые удобны тем, что один и тот же комплект можно использовать практически круглый год. Однако имейте в виду, что такая всесезонная резина в основном рассчитана на мягкие европейские зимы, а потому для российских условий эксплуатации вряд ли подходит. Вследствие этого перед владельцем автомобиля по-сути стоит только две альтернативы – выбрать  шипованные зимние покрышки или нешипованные.

«Шиповка» пока остается выбором большинства российских автомобилистов. Однако с выбором шипованной и нешипованной резины все далеко не так однозначно. Многое зависит от того, в каких условиях будет эксплуатироваться автомобиль в зимний период и какие зимы обычно наблюдаются в конкретном регионе.

Если использовать автомобиль для езды только по городским дорогам, снег на которых регулярно убирают, то шипованная резина здесь будет не самым лучшим вариантом. Все потому что на сухом и влажном асфальте шипы проскальзывают, в результате чего увеличивается тормозной путь машины. К тому же из-за соприкосновения с асфальтом и постепенного выпадения шипов срок службы шипованных покрышек уменьшается. Для таких случаев лучше подойдет нешипованная резина, обеспечивающая больший комфорт и безопасность при езде по городским улицам и магистралям.

Тем же автовладельцам, кто ездит преимущественно по дорогам с укатанным снегом и льдом, не обойтись без приобретения шипованных покрышек, которые гарантируют более надежное сцепление и безопасность вождения.

Уже в процессе эксплуатации зимней резины рекомендуется не забывать о периодическом осмотре шин на предмет наличия микротрещин и застрявших в протекторе элементов. Необходимо следить за тем, чтобы зимние покрышки изнашивались равномерно (в противном случае, скорее всего, имеются проблемы с подвеской), а давление в шинах должно всегда соответствовать рекомендуемой норме.

Аккумулятор, двигатель и система зажигания

Подготовка к зиме не может обойтись без проверки работы аккумулятора. Ведь никому из автомобилистов не хочется в один прекрасный морозный день при повороте ключа в замке зажигания вместо урчания мотора услышать неприятный треск или тишину. Такая ситуация может возникнуть из-за того, что аккумулятор не был вовремя заменен. К слову сказать, примерный срок службы аккумулятора составляет четыре года. Так что если аккумулятор, установленный в автомобиле, уже подходит к этому сроку и начинает проявлять признаки «старения» в виде следов потеков или неохотного кручения стартера даже после полной зарядки, то лучше его заменить, не дожидаясь зимы. При оценке состояния аккумулятора, прежде всего, необходимо проверить плотность электролита – возможно, батарею необходимо будет подзарядить или вообще придется заменить аккумулятор.

В принципе, перед каждой зимой рекомендуется проводить полную диагностику автомобиля, чтобы устранить все, даже самые, казалось бы,  незначительные неполадки. Ведь залогом беспроблемной зимней эксплуатации является исправное функционирование всех узлов и деталей автомобиля. Разумеется, двигателю нужно уделить самое пристальное внимание.

Прежде всего, нужно заменить моторное масло. Для этого сначала потребуется произвести внутреннюю промывку двигателя, поскольку если оставшаяся часть летнего масла смешается с зимним аналогом, то при эксплуатации мотора могут произойти самые невероятные вещи. При выборе моторного масла для зимы следует руководствоваться условиями эксплуатации автомобиля. Важно, чтобы по степени вязкости масло удовлетворяло требованиям, предъявляемым к данному маслу при минусовых температурах.

Одной из причин неудовлетворительной работы двигателя в зимнее время может стать состояние топливной системы автомобиля. Проблема заключается в том, что в топливном баке может скопиться водный конденсат, который при отрицательных температурах замерзает. Образовавшиеся в результате этого кристаллики льда могут просто забить топливные фильтры и, тем самым, нарушить подачу топлива. Поэтому при подготовке к зиме нужно либо слить эту воду из бака через сливную пробку, либо воспользоваться специальной автохимией для нейтрализации воды. Если двигатель автомобиля имеет систему впрыска, то, конечно, стоит убедиться в чистоте инжекторов.

Не стоит экономить на свечах для системы зажигания автомобиля. Их рекомендуется менять каждый год. Причем желательно производить такую смену именно к зимнему периоду. Даже если свечи не выработали свой ресурс, лучше установить новые в преддверии зимы и иметь в запасе еще один комплект.

Система сцепления, подвеска и рулевое управление

В зимнее время нужно быть полностью уверенным в эффективной работе тормозов и системы сцепления автомобиля. Нужно проверить состояние тормозных цилиндров и колодок, и если возникли малейшие подозрения, то следует непременно съездить в автосервис. Стертые тормозные колодки, которые, возможно, еще смогут выдержать пару тысяч километров, все же лучше заменить. Тормозные шланги, которые располагаются на переднем мосту автомобиля, имеют неприятное свойство со временем высыхать и растрескиваться, а во время суровых холодов они еще и теряют свою эластичность. Поэтому их также лучше вовремя сменить в случае необходимости.

При осмотре подвески обратите внимание на амортизаторы и пружины. Если первые имеют подтеки, а у вторых наблюдается проседание, либо поломка верхнего или нижнего витка, то приговор однозначный – замена. Подвеска с такими неисправными элементами может дорого обойтись автовладельцу на скользкой зимней дороге. Что касается рулевого управления, то его нужно проверить на наличие люфта. Если такой люфт имеется, то лучше сразу устранить его в автосервисе. Затем придется заново осуществить регулировку углов установки колес, чтобы при движении автомобиль не тянуло в сторону.

Зима в российских условиях способна преподносить автомобилистам самые неприятные сюрпризы. Особенно когда владелец автомобиля не подготовил своего «железного коня» надлежащим образом к зиме. В условиях холодов износ двигателя и ходовой части автомобиля наступает гораздо быстрее, не говоря уже о негативном влиянии зимы на состояние кузова машины. Поэтому в целях безопасности и обеспечения долгого срока службы своего автомобиля не следует затягивать с подготовкой машины к зиме и уже задолго до наступления первых холодов рекомендуется провести все вышеописанные мероприятия.