Владение различными приемами работы с рулевым колесом очень пригодятся водителю не только при выполнении обычных маневров на дороге, но и, главным образом, в случае возникновения экстремальной ситуации. Все начинается с правильной посадки водителя за рулем и с правильного расположения рук на рулевом колесе. Посадка водителя должна обеспечивать устойчивое положение корпуса водителя, освобождая его руки для выполнения функций, связанных с точным управлением транспортным средством.

В свою очередь, правильное расположение рук на руле должно гарантировать водителю  свободу манипулирования рулевым колесом при различных режимах управления автомобилем. Расположение рук в верхней части рулевого колеса, с одной стороны, несколько уменьшает мышечную нагрузку рук, но с другой стороны, заметно снижает скорость манипулирования рулем. Расположение рук в нижнем секторе рулевого колеса обеспечивает возможность поворота руля на больший угол за один прием, но в тоже время становится невозможной одновременная работа обеих рук, которые попросту мешаются друг другу. Поэтому оптимальным расположением рук на рулевом колесе считается позиция, при которой руки водителя лежат практически параллельно друг другу, на цифрах 10 и 2 или на 9 и 3, если представить себе вместо руля часовой циферблат. Эта базовая, исходная позиция, с которой начинаются все приемы работы с рулевым колесом.

Самым простым приемом работы с рулевым колесом, знакомым каждому новичку, является управление автомобилем без отрыва рук от рулевого колеса. Такой прием применяется в тех случаях, когда требуется немного скорректировать положение автомобиля в пределах своей полосы движения или выполнить плавный поворот. Для поворота руля на небольшой угол и возврата его обратно, водителю требуется лишь «приклеить» кисти своих рук к рулю в исходном положении и не перемещать их относительно обода рулевого колеса, корректируя движение транспортного средства.

Таким образом, для обеспечения работы рулевым колесом без отрыва кистей рук наиболее важным является правильная посадка водителя и правильное расположение рук на рулевом колесе. В частности, при слишком близком расположении водителя к рулевому колесу он просто не сможет повернуть руль на 90°, поскольку ему помешает его же собственное тело. В случае с управлением автомобилем без отрыва рук от рулевого колеса не требуется перемещения рук из базового положения на руле. При поворотах руля на угол 70° — 90° ладони водителя могут практически непроизвольно несколько сместиться по ободу рулевого колеса, но ни в коем случае нельзя допустить подобного, ведь это может привести к негативным последствиям, вплоть до потери управления автомобилем.

Более сложный прием работы с рулевым колесом – это руление перехватом. Этот прием по-существу является основным способом вращения рулевого колеса при выполнении поворота автомобиля. Манипуляции рулевым колесом начинаются, как обычно, из базовой позиции. При осуществлении поворота налево обе руки начинают плавно поворачивать руль налево до тех пор, пока у водителя не возникает чувство дискомфорта и его левая рука уже дальше работать не может, поскольку она фактически теряет контакт с рулевым колесом. Далее правая рука без остановки также продолжает поворачивать руль, в то время как левая рука перемещается на руль чуть выше правой руки.

Затем осуществляется очередной поворот руля обеими руками, вследствие чего руки оказываются в базовой позиции на рулевом колесе. Если угол поворота автомобиля все еще недостаточен, то из этой исходной позиции снова можно продолжить руление перехватом, только в этот раз уже правая рука водителя перемещается в самую верхнюю на руле точку, а левая рука без остановки продолжает поворачивать руль. Повторять эти манипуляции рулевым колесом можно сколь угодно раз до тех пор, пока не будет полностью осуществлен поворот автомобиля. При повороте руля направо разница состоит только в том, что основной рукой теперь будет левая, поскольку именно она поворачивает руль, а правой рукой водитель лишь помогает ей. Для успешного овладения этим приемом работы с рулевым колесом требуется тренировка водителя на специальной площадке, например, прохождение «змейки», где приходится вращать рулевое колесо то в одну, то в другую сторону.

Своеобразным продолжением приема руления с перехватом является так называемое скоростное руление. Его отличие от традиционной техники перехвата заключается в том, что скоростное руление выполняется на боковом секторе рулевого колеса. Это означает, что руки водителя во время манипулирования рулевым колесом располагаются в боковом секторе, где и производится перекрестный захват руля.

Поворот направо выполняется двумя руками вплоть до того момента, когда левая кисть приблизится к верхней точке рулевого колеса, а правая рука перейдет в правую горизонтальную точку рулевого колеса. Далее осуществляется перехват, когда правая рука быстро переносится влево вверх, а левая продолжает вращать рулевое колесо. При осуществлении поворота направо все манипуляции выполняется в правом верхнем секторе рулевого колеса тянущими движениями. При повороте налево, соответственно, зеркально изменяются лишь позиции обеих рук.

Работа рулевым колесом одной рукой обеспечивает водителю возможность легко маневрировать при движении автомобиля задним ходом. В некоторых нештатных ситуациях этот прием может использоваться и при движении автомобиля вперед. При осуществлении поворота направо левая рука водителя располагается на рулевом колесе, немного упираясь ладонью в обод рулевого колеса.

Поворот руля почти на 180° приведет к тому, что левая рука уже не сможет дальше вращать руль. Поэтому далее водитель выпрямляет свои пальцы и продолжает поворачивать руль, провернув  кисть левой руки против часовой стрелки. Удерживая пальцы в таком положении и надежно упираясь ладонью, водитель продолжает выполнять маневр дальше. После того, как кисть левой руки минует неудобный для вращения нижний сектор рулевого колеса, можно ослабить давление ладони и слегка обнять пальцами обод руля. Далее водитель спокойно доворачивает руль до начального положения и может сделать еще один оборот рулевого колеса или вернуть руль обратно.

Для осуществления поворота налево следует только поменять руку. Работа рулевым колесом одной рукой позволяет водителю не тратить время на смену положения рук, а также обеспечивает высокую точность управления за счет того, что кисть руки постоянно находится в одной и той же позиции на ободе рулевого колеса.

В некоторых случаях, например, для удержания транспортного средства в случае наезда на небольшие препятствия  или при потере автомобилем поперечной устойчивости на небольшой скорости, можно использовать силовое руление. Оно заключается в том, что одна рука тянет рулевое колесо, а другая – толкает его. В частности, при повороте направо правая рука водителя тянет рулевое колесо, левая же рука остается в левой горизонтальной точке, чтобы она легко скользила по ободу рулевого колеса. После того, как правая рука проходит правую горизонтальную точку, левая рука толкающим усилием продолжает вращение рулевого колеса. Правая рука одновременно переносится в верхнюю точку. Далее, когда обе руки встречаются в верхней точке рулевого колеса, правая рука снова продолжает поворот руля тянущим усилием.

Приемы работы рулевым колесом требуют тренировки, чтобы водитель мог умело и грамотно применять их в различных экстремальных ситуациях. Использование контраварийных приемов управления может быть неэффективным, если не овладеть, в первую очередь, такими базовыми навыками, как правильная посадка водителя и оптимальное расположение рук на рулевом колесе.

Источник: AnyTyres.ru – тесты и обзоры шин (при перепечатке активная ссылка обязательна)