Полуприцеп и седельный тягач можно назвать гениальным изобретением человечества, ведь использование автопоездов позволяет порядком сэкономить на перевозке груза. Основной вес полуприцепа приходится на задние колеса, за счет этого распределение сил дает возможность экономить топливо. В то же время, в месте сцепки прицеп давит на седло, за счет чего задние колеса тягача нагружаются и не позволяют возникать пробуксовкам. Полуприцепы можно менять, за счет этого можно избежать простоя тягача и перевозить разные грузы. Но как выбрать хороший полуприцеп?

Тент

Как правило, критериев, по которым осуществляется выбор, довольно много. Главный критерий, конечно, касается целей использования автопоезда. Один перевозчик планирует возить сыпучий груз, другой – нефтепродукты, третий ищет наиболее универсальную модель для перевозок поддонов и различных товаров. Соответственно, можно выделить полуприцепы-самосвалы, бочки, тенты, бортовые, рефрижераторы и другие. Второй критерий – это бюджет покупки. Например, под определенную сумму предлагаются очень хорошие полуприцепы шторные б у и за эти же деньги – сильно «уставшие» рефрижераторы. Понятно, что для перевозок паллетов и товаров, имеет смысл купить шторный прицеп, который в более приличном состоянии, а рефрижератор лучше взять в аренду, если периодически планируется возить продукты питания. Если же не обращать внимания на стоимость, стоит внимательно присмотреться к плюсам и минусам различных конструкций. Так, например, тент может порваться, его легко могут разрезать преступники и похитить груз. Зато тент можно убрать при погрузке (шторные модификации) и грузить товар со всех трех сторон и даже сверху. Но невозможно с тентом выехать за границу – таможенники такие автомобили не пускают из-за того, что их нереально безопасно опломбировать. А вот для внутренних перевозок удобнее и дешевле тента вряд ли что-то можно придумать.

Жесткие фургонные конструкции более безопасные, с ними можно выезжать за рубеж, но они и более дорогие. К тому же такой прицеп весит ощутимо больше, да и внимания ему требуется больше. Если тенты для полуприцепов можно временно залатать, то сломавшийся замок в дверце фургона часто не так-то просто отремонтировать.

Очень важно качество производства прицепов. Все они рассчитаны на разную грузоподъемность, однако большой показатель грузоподъемности полуприцепа еще не гарантирует долгую его службу. Пожалуй, самое опасное, когда у прицепа лопается рама – иногда это может привести и к серьезной аварии. На наших дорогах такие случаи не редкость, а потому все перевозчики при выборе, в первую очередь, смотрят на раму. Если она толстая, прочная и с большим количеством поперечных ребер жесткости, значит, опасаться нечего. Второй важный критерий – подвеска. Она бывает разных видов: от рессорной и жгутовой до пневматической. Самое главное, чтобы подвеска хорошо гасила колебания и служила предельно долго.

Количество осей полуприцепа определяет его грузоподъемность. Чем больше осей, тем большую нагрузку можно возложить на прицеп. Тут уж приходится руководствоваться основной долей перевозок – если она приходится на тяжелые грузы, придется покупать трехосный. Если же грузы легкие, смысла покупать трехосную модель, нет никакого, ведь возрастают расходы на покупку и ремонт резины, которая весьма недешевая. Также шасси прицепа бывают односкатными и двускатными – тут выбор зависит от грузовика, если у него у самого задняя пара колес односкатная, тогда и на прицепе должны стоять односкатные колеса.

Большое влияние имеет пол прицепа. Лучше, если он изготовлен из древесины твердой породы (например, дуба) или другого плотного материала. Это очень важно, поскольку по твердому покрытию может ездить погрузчик. Кроме того, в документации к прицепу должно быть написано, какой максимальной массы погрузчик может заезжать в кузов. Естественно, если такой возможности полуприцеп не имеет вовсе, то его приходится загружать вручную, а это уже гораздо сложнее.

Каждый прицеп оборудуется тормозной системой, надежность и эффективность которой также очень важна. Бывают прицепы, которые имеют все сертификаты, но на деле оказываются очень трудоемкими в эксплуатации и требуют от водителя большой концентрации внимания. Имеет значение и наличие систем ABS, а также системы противоопрокидывания. В импортных моделях такие системы стоят, что порядком повышает безопасность движения. Электрика полуприцепа также сказывается не только на удобстве эксплуатации, но и на спектре грузов, которые можно перевозить. Например, для опасных грузов электрика должна иметь взрывоопасные контакты, то есть не искрить и быть надежно защищенной. Надо понимать, что все провода должны быть защищены и от погодных воздействий, ведь если на трассе выходит из строя проводка и не горят сигнальные фонари, дальнейшее движение не разрешается.

Как видно, критериев при выборе довольно много, и обычно приобретение такой техники ведется вместе с инженерами и механиками автопарка. А вот частному водителю приходится подолгу беседовать с коллегами, выпытывая особенности эксплуатации той или иной модели. Естественно, лидируют всегда полуприцепы, изготовленные в Европе, они наиболее надежны, хотя и требуют к себе внимательного отношения и постоянного обслуживания с применением качественных расходных материалов.