Что такое автомобильный компьютер и зачем он нужен … Действительно зачем он? Есть автомобиль, в нем есть магнитола, с CD или DVD, есть так называемый бортовой компьютер, зачастую даже с GPS. Чем же автомобильный компьютер лучше этого? А лучше он функционалом и возможностями. Бортовая CD-DVD магнитола, например, может не понимать какой-либо аудио- видео формат, в формате встроенного GPS может не существовать карт вашего региона, да и сам он не обладать необходимыми функциями.
В отношении полнофункционального автомобильного компьютера многие ограничения просто отсутствуют, для того же GPS существует достаточное количество программ с очень обширным функционалом и выбором карт. Кроме того, компьютер может хранить большое количество аудио и видео файлов, что позволяет отказаться от использования оптических носителей. Установив камеру заднего вида — получаем помощь при парковке. При наличии еще и камеры, следящей за дорожной обстановкой, получим дополнительно и видеофиксатор, способный разобраться в ситуации в случае ДТП.
Подключив автомобильный компьютер к бортовому можно своевременно получать диагностическую и текущую информацию о состоянии основных контролируемых систем автомобиля, того же двигателя, например. Тот же компьютер поможет скоротать свободное время за просмотром фильма, играя в игры. Используя доступ в интернет можно пользоваться электронной почтой, быть постоянно на связи, используя icq. Применяя разнообразную периферию, функционал автокомпьютера можно еще больше расширить.
Все многообразие автомобильных компьютеров можно разделять по конструктивному исполнению — это моноблоки (все в одном) и разнесенные системы (системный блок и монитор разделены). Кроме того, можно выделять автокомпьютеры по способу изготовления: заводские и самодельные.
Рассматривая моноблочные автомобильные компьютеры можно привести пример наиболее удачного исполнения — это G4, корейской фирмы Infill. Это по форме стандартное устройство в формате 2 DIN с процессором до 1,5 Ггц, оперативной памятью до 1Гб и жестким диском 2.5″ объемом 120 — 200 Гб. Кроме того, G4 имеет встроенный GPS — приемник на чипе SiRF Star III, DVD привод и 6.5 дюймовый сенсорный экран.
В отличии от моноблочных, разнесенные системы автокомпьютеров намного разнообразнее как по наличию заводских примеров , так и по возможности самостоятельного изготовления. Сама по себе разнесенная система представляет собой конструктивно-разделенные монитор и системный блок. При этом системный блок может иметь размеры в 1DIN и располагаться рядом с моторизированным дисплеем того же размера. В другом случае системный блок может быть скрытно установлен в любой нише или бардачке, а монитор быть встроенным или выносным на специальном креплении. Изготовлением и продажей разделенных систем занимается несколько зарубежных и российских компаний, например Lilliput, Sumicom, Xenarc, OPUS Solutions, Logic Supply, Mini-box и AutoCAN.
За рубежом, кстати, автомобильные компьютеры стали называть термином «карпутер» (carputer), которым мы дальше и будем пользоваться.
Обычно в системных блоках разделенных систем, выполненных на основе материнских плат mini-ITX или microATX формата, используют вполне «настольные» процессоры, память, жёсткие диски. Для вывода информации может использоваться встроенный дисплей или отдельный, 7-10 дюймовый с сенсорным экраном. Кстати, проблема управления «карпутеров» решена посредством применения сенсорных экранов, хотя дополнительно вполне могут применяться стандартные и беспроводные мышь и клавиатура.
Стандартный конструктив и относительная доступность компонентов позволяют самостоятельно изготавливать автокомпьютеры, что многие успешно и делают. Причем в данном случае фантазия и возможности авторов могут ограничиваться стандартным системным блоком, спрятанным в багажники или же вполне компактными, сопоставимыми и даже превосходящими коммерческие решениями. Основа автомобильного компьютера, как уже упоминалось, — обычно плата mini-ITX или microATX , установленная в самодельном либо заводском корпусе, процессор может устанавливаться отдельно или быть встроенным, как в материнских платах на чипсете VIA.
В конструктиве mini-ITX графический видеоадаптер обычно встроенный, платы microATX допускают возможность, при наличии соответствующего слота, установить дискретную видеокарту. Память используется стандартная, жесткий диск — ноутбучного формата 2,5″. Привод DVD обычно слимовый, щелевого типа, как более компактный и устойчивый к вибрации и пыли. Блоки питания используются специальные, например, автомобильный Е-10000. Его отличие от стандартного блока питания заключается в том, что у него широкий диапазон входного напряжения 7-20В и есть контроллер управления питанием, предотвращающий разрядку аккумулятора.
Использование при сборке плат mini-ITX со встроенными процессором и графическим видеоадаптером, а также применение вместо стандартных жестких дисков — твердотельные SSD, позволят получать очень компактные системы с небольшим энергопотреблением и вследствие с пассивных охлаждением. Последнее в свою очередь решает проблему накопления пыли в системном блоке автомобильного компьютера.
Для вывода информации, как уже говорилось, может использоваться отдельный сенсорный дисплей. Функционал навигации добавляется путем подключения USB или Bluetooth GPS приемника. Подключение к Интернет может осуществляться путем использования USB GPRS , CDMA модемов. Возможность ТВ и радио приема — за счет таких же USB адаптеров или же за счет встроенных систем некоторых дисплеев. Расширению возможностей ввода информации способствует применение беспроводных или обычных клавиатур. Подключение бортовых систем диагностики возможно через специальный OBD и OBD2 адаптер.
Программное обеспечение автокомпьютеров стандартно — это WindowsXP, гораздо реже используются Windows XP Tablet PC Edition, WindowsCE и Linux. При использовании WindowsXP управление посредством сенсорного экрана происходит с помощью специальной оболочки, как, например, Street Deck. Все остальное ПО такое же, как и в обычном компьютере. Навигационные системы от обычных автонавигаторов и КПК могут работать через WinCE эмуляторы.
В качестве автомобильных компьютеров могут использоваться и КПК — карманные персональные компьютеры. Например, новые модели от фирмы HTC, такие как, например, Тоuch HD c 3.8-дюймовым сенсорным дисплеем с разрешением 480 x 800. Этот аппарат позволяет пользоваться GPS навигацией, интернетом, слушать музыку и радио всего лишь будучи закрепленным в специальный держатель на лобовом стекле или панели приборов. Существуют специальные модели Bluetooth адаптеров, подключаемых к разъемам диагностики либо выходам бортового компьютера, позволяющих с помощью специального программного обеспечения контролировать параметры основных систем автомобиля.
Возможно, что все выше описанное покажется малоприменимой экзотикой, по большей части не нужной обычному обывателю. Однако таким же когда-то считался и обычный компьютер. Технический прогресс идет вперед и многие производители уже стремятся расширять функционал бортовых компьютеров, однако им все еще далеко до обычных карпутеров. Что изменится в этом плане покажет время, а пока желающие вполне могут собрать самим или приобрести любой из выше описанных вариантов автомобильных компьютеров.
Источник: AnyTyres.ru — тесты и обзоры шин (При перепечатке активная ссылка на источник обязательна)