Падение давления в шинах сказывается, прежде всего, на устойчивости автомобиля в поворотах и на повышении риска бокового увода машины. Но недостаточное давление в шинах приводит не только к ухудшению управляемости автомобилем. Дело в том, что при снижении давления в шине хотя бы на 10 процентов от рекомендованного уровня, срок службы покрышки уменьшается примерно на 30 процентов. Автоматически увеличивается и расход топлива.
Поэтому неправильное давление в шинах, в конечном счете, приводит к небезопасной и неэкономичной эксплуатации автомобиля. По статистике, значительное количество дорожно-транспортных происшествий происходит именно из-за избыточного или недостаточного давления в шинах.
В этой связи автовладельцам приходится искать способы для того, чтобы тщательно проверять уровень давления в покрышках. Но делать это перед каждой поездкой с помощью насоса или манометра – очень затруднительно. Да и нет никакого удовольствия, чтобы в дождь или мороз ковыряться у колес автомобиля для проверки давления. Поэтому недаром сегодня выпускаются электронные системы для контроля давления в шинах, которые способны облегчить процесс эксплуатации автомобиля и избавить автовладельца от выполнения не самой приятной процедуры.
Принцип работы электроники для контроля давления
Так называемые системы прямого замера с компактными датчиками давления стали выпускаться еще в первой половине 90-х годов. Хотя и до этого проблеме контроля давления в шинах и безопасной эксплуатации покрышек уделялось самое пристальное внимание. Долгое время использовали системы непрямого замера, принцип работы которых заключался в том, что при избыточном или недостаточном давлении в шинах меняется радиус колеса автомобиля. Соответственно, падение давления можно обнаружить, просто сопоставляя показатели скорости движения автомобиля и количество оборотов колеса. Но использование систем непрямого замера не слишком оправдало себя по той простой причине, что такие системы не способны учитывать температуру в шине и проскальзывания покрышки вследствие некачественного дорожного покрытия.
Именно поэтому начали выпускаться электронные системы прямого замера, которые работают посредством специальных датчиков, отслеживающих в постоянном режиме уровень давления в шинах. Информация с датчиков при помощи радиосигнала передается приемному устройству, располагающемуся в салоне автомобиля в поле зрения водителя. Наиболее продвинутые электронные системы контроля давления имеют дисплей, находящийся на приборной панели. На нем отображается вся цифровая информация, которая уже была проанализирована микропроцессором. Если система обнаруживает недостаточное или избыточное давление в шинах, то мгновенно срабатывает система оповещения в виде световой или звуковой индикации. Таким образом, водитель может своевременно получить информацию о падении или избыточном давлении в шинах, чтобы остановившись, тут же устранить эту неполадку.
В состав электронной системы для контроля давления в шинах входят четыре датчика устанавливаемые на все колеса автомобиля, а также процессорный блок и дисплей или светодиодная подсветка на приборной панели. Датчики устанавливаются прямо в обод колеса, и с их помощью обычно отслеживается не только давление, но и температура в шинах. Измерения проводятся датчиками раз в несколько секунд. Вся информация тут же передается через компактный передатчик на частоте в несколько сотен мегагерц в процессорный блок, где производится анализ поступивших сведений. При возникновении критического значения давления в шинах водитель своевременно оповещается. Причем благодаря световой индикации он уже узнает, в каком из четырех колес автомобиля выявлена проблема с давлением шины.
Современные электронные системы для измерения давления
Электронная система для контроля давления в шинах – это современный подход в обеспечении удобной и безопасной эксплуатации автомобиля при оптимизации затрат. Интерес к подобным системам в последние годы значительно вырос и сегодня все больше машин оснащается датчиками для измерения давления в шинах. Выпускаемые электронные системы для контроля давления используются как в легковых, так и в грузовых автомобилях. Особенно они актуальны для внедорожников и грузового автотранспорта, поскольку их использование позволяет существенным образом увеличить срок службы шин для тяжелых и мощных автомобилей, которые традиционно отличаются высокой стоимостью.
Современные электронные системы измеряют не только давление в шинах, но и температуру. Ведь повышенная температура в шинах может свидетельствовать как о недостаточности давления, так и о неисправности тормозной системы автомобиля, в частности, о перегреве колодок или дисков. Введение системы контроля давления в шинах обеспечивает более высокий уровень безопасности в дорожных условиях.
Электронные системы для контроля давления обычно работают автономно от аккумуляторных батареек. Для экономии электроэнергии передача информации от датчиков в колесах осуществляется только при движении автомобиля, включение же аварийного сигнала системы происходит только в тот момент, когда передаваемые данные о давлении или температуре в шинах отличаются от записанных в памяти прибора параметров. Но сегодня выпускаются электронные системы, которые работают и не только во время движения машины, но и «в статике». Правда, в этом случае информация с датчиков поступает на приборную панель только один – два раза в сутки.
Конечно, лучше всего, если электронная система оборудована удобным цифровым дисплеем на приборной панели. На нем можно посмотреть значения давления и температуры для каждого из четырех колес автомобиля. Такой дисплей еще и прекрасно вписывается в интерьеры салона машины. Понятно, что в случае внезапного прокола или взрыва покрышки во время движения такая электронная система контроля давления, в принципе, может быть и не нужна, поскольку водитель сам почувствует резкий увод автомобиля в сторону.
Но вот при «медленном» проколе электроника просто незаменима. «Медленный» прокол шины, сопровождающийся ухудшением устойчивости автомобиля, водитель может счесть просто за неровности или уклон дороги. Поэтому он может продолжить движение на той же скорости, что, в конечном счете, чревато риском возникновения дорожно-транспортного происшествия и увеличением износа резины.
Многие производители авторезины выпускают свои собственные электронные системы для контроля давления в шинах, которые можно легко установить в шиномонтаже. Датчики легко устанавливают в ободья колес, а приемное устройство или процессорный блок можно носить с собой в кармане или постоянно держать в салоне автомобиля. После накачки шин до рекомендованного производителем уровня давления эти параметры автоматически вводятся в память прибора нажатием одной кнопки. С этого момента система начинает работать и предупреждать владельца о недостаточном давлении в шинах в тот момент, когда данные с датчиков начинают расходиться с рекомендованными параметрами. После смены резины или колеса владельцу необходимо будет перенастроить работу системы.
Безусловно, электронная система для контроля давления в шинах – очень полезная вещь для любого автовладельца. Она не только позволит обеспечить более высокий уровень безопасности на дороге, но и гарантирует долгий срок службы покрышек и существенную экономию топлива.
Источник: AnyTyres.ru – тесты и обзоры шин (при перепечатке активная ссылка обязательна)