Различают два основных типа мероприятий, связанных с технической оснащенностью транспортных средств и СИЗ: активная безопасность, направленная на предотвращение ДТП, и пассивная безопасность, направленная на снижение степени травматизма при ДТП.
Для обоих типов мероприятий различают два уровня влияния:
1) Индивидуальный уровень (влияние средства безопасности на отдельное транспортное средство или отдельного пользователя).
2) Общий уровень — (влияние мероприятий по повышению безопасности на общее количество происшествий).
Четкой взаимосвязи между влиянием мероприятий по технической оснащенности индивидуального уровня и влиянием тех же мероприятий по технической оснащенности общего уровня не прослеживается. Это наглядно иллюстрирует опыт с предписанием об использовании ремней безопасности. Согласно статистике, в случае использования ремней безопасности, вероятность водителей погибнуть в ДТП сокращается приблизительно на 40-50%. Очевидно, что расширение использования ремней безопасности при прочих равных условиях сокращает число погибших водителей в ДТП. На практике же, увеличение использования ремней безопасности на 50% не приводит к уменьшению количества погибших в ДТП на 25%.
Было проведено много исследований в данной области, результаты которых подтверждают — общее влияние мероприятий пассивной и активной безопасности будет меньше, чем должна бы гарантировать сумма влияний отдельных мер. Те же исследования показывают, что многие мероприятия по технической оснащенности транспортного средства и средства индивидуальной защиты в значительной мере способствовали уменьшению числа травмированных и погибших в дорожно-транспортных происшествиях.
Так, самыми эффективными средствами пассивной безопасности были названы: введение обязательного применения ремней безопасности для водителей и шлемов для мотоциклистов . Обе эти меры в совокупности серьезно сокращают риск травматизма отдельных участников дорожного движения. Сегодня практически в каждой развитой стране с высоким уровнем автомобилизации введено обязательное использование ремней безопасности и шлемов. Другими эффективными мерами пассивной безопасности являются:
1. использование детских кресел в автомобиле
2. улучшение защиты при столкновении в автомобиле
3. применение световых сигналов в дневное время.
Другим, менее эффективным мероприятием, снижающим число ДТП и травматизм, можно назвать применение шипованных шин (кроме грузовых автомобилей) и тормозов с антиблокировочным устройством. Однако, перспективы дальнейшего сокращения числа пострадавших в ДТП за счет совершенствования технических средств транспортных средств и средств индивидуальной защиты далеко не исчерпаны.
Во-первых, до сих пор не используются на 100% все усовершенствования, которые эффективно снижают число пострадавших в ДТП. Так например, 20-25% водителей игнорируют ремни безопасности, а 70-75% автомобилей не оборудованы дополнительными, высоко установленными стопсигналами. Лишь 5-10% автомобилей оборудованы надувными подушками безопасности. Многие подголовники в автомобилях неправильно отрегулированы. Многие велосипедисты, пренебрегают шлемами.
Во-вторых, до сих пор существует множество прототипов и уникальных разработок, предотвращающих ДТП и травматизм, которые еще не выпускаются в промышленных масштабах. Это, в частности, относится к надувным подушкам безопасности на дверях автомобилей для защиты при боковых столкновениях, ультрафиолетовые световые сигналы автомобилей в дополнение к имеющимся и различные электронные системы, предотвращающие столкновения автомобилей, в особенности автоматический контроль расстояния до впереди идущего автомобиля. Нельзя гарантировать, что все подобные меры дадут ожидаемый эффект, однако, ожидается, что во всех случаях они будут способствовать повышению безопасности дорожного движения .
Источник: Транспортный Дозор