Российский рынок подержанных автомобилей, как отмечают эксперты, с одной стороны стабилен в последние годы, с другой — он по-прежнему хаотичен. Подержанные машины в России все еще продаются по старинке: по объявлению в газете или на открытых рыночных площадках. Из-за неразвитости инфраструктуры и недостатка информации нет механизма определения остаточной стоимости автомобиля. Это приводит, в частности, к высоким ставкам по кредитованию таких покупок, так как банки закладывают в них максимальные риски. В европейских странах и США уже давно работают специальные дилерские сети, занимающиеся куплей-продажей исключительно подержанных автомобилей. Такие официальные салоны подержанных машин дают гарантию не только на техническую исправность и безопасность автомобиля, но и на его юридическую чистоту. Российский рынок подержанных автомобилей пока не может похвастаться подобными развитыми схемами.
Несмотря на это, рынок подержанных иномарок в РФ оценивается в более чем в 4,5 миллиардов долларов. Только в 2006 году импорт легковых автомобилей в Россию составил более одного миллиона единиц, из которых 280 тысяч – подержанные автомобили. Относительная стабильность российского рынка обусловлена несколькими причинами. Во-первых, это повышение благосостояния населения, которое все же чаще выбирает новые автомобили. Во-вторых, повышение таможенных пошлин на импорт автомобилей «с возрастом», включая запрет на ввоз машин старше 9-11 лет, и введение экологических норм «Евро 2» в России. Согласно таблице соответствия стандартам, обнародованной Минпромэнерго, в Россию запрещается ввозить европейские и американские модели старше 10 лет, составляющие в регионах значительную долю вторичного рынка. Все это существенно тормозит рост рынка подержанных авто.
Ужесточение таможенных правил и повышение покупательной способности населения способствуют постепенному омоложению рынка подержанных машин. В высоком ценовом сегменте ($15-25 тыс. и выше) сегодня наиболее популярны автомобили в возрасте до трех лет, а в среднем сегменте ($8-15 тыс.) – до шести лет (с пробегом от 60 до 100 тыс. км). Российское правительство, в стремлении стимулировать сборочное производство иномарок в стране, продолжает разработку ужесточающих правил для импортеров, в связи с чем, ожидается понижение верхней планки возрастного ценза с 7 до 5 лет.
Таким образом, налоговое законодательство препятствует развитию продаж подержанных автомобилей в России как полномасштабного и прозрачного бизнеса. Однако, есть и позитивные тенденции на отечественном рынке подержанных автомобилей. Во-первых, ценовые преимущества подержанных машин по-прежнему стимулируют спрос на них со стороны российских потребителей. Этому также способствует неуклонный рост цен на новые импортные и отечественные автомобили. В этих условиях рынок подержанных автомобилей сильно выигрывает, тем более, что не все модели можно купить за предлагаемую цену автодилерами. Это является, пожалуй, главной причиной того, что продажа подержанных машин в России в 2008 году увеличилась на 12 процентов. Другая причина для роста российского рынка заключается в развитии схемы Trade-in, когда старый автомобиль сдается дилеру, а вместо него приобретается новый. При этом подержанные автомобили дилер не выбрасывает, а продает в частные руки. Система Trade-in из года в год становится все популярнее, что заставляет дилеров задумываться об открытии на территории РФ отдельных автосалонов по продаже подержанных автомобилей. Наконец, в перспективе рынок подержанных автомобилей будет также прирастать за счет подержанных иномарок российского производства, ведь количество автосборочных предприятий зарубежных марок в стране постоянно увеличивается. По перечисленным выше причинам многие аналитики прогнозируют, что к 2010 году объем рынка подержанных автомобилей в России достигнет 11 млрд. долларов.
Если говорить о предпочтениях потребителей на российском рынке, то они уже долгое время не меняются. Предпочтение традиционно отдается японским маркам. В частности, в 2006 году список наиболее популярных среди импортируемых подержанных иномарок выглядел следующим образом:
1. Toyota (27,8% от всего количества подержанных автомобилей в возрасте от 3 до 7 лет и 33,4% для машин старше семи лет);
2. Nissan (45017 ед.);
3. Honda (19770 ед.);
4. Mazda (19302 ед.);
5. Mitsubishi (15796 ед.);
6. Ford (6979 ед.);
7. Opel (6152 ед.);
8. Hyundai (4943 ед.);
9. Subaru (4218 ед.);
10. Suzuki (3986 ед.)
В прошлом году подержанные автомобили марки Toyota также стали самыми популярными на отечественном рынке, их было ввезено в страну более ста тысяч. В текущем году отношение к японским брендам не изменилось, они по-прежнему возглавляют список предпочтений российских потребителей.
Такая популярность японских подержанных автомобилей отнюдь не случайна и полностью соответствует общемировым тенденциям. Так, недавно авторитетный британский журнал What Car? опубликовал результаты исследования вторичного рынка автомобилей, в котором был составлен своеобразный рейтинг надежности подержанных машин. В это список вошли, в основном, автомобили японского производства. В первую десятку рейтинга попал лишь один «европеец» — BMW 3-series Compact (1994-2001 гг. выпуска).
Специалисты объясняют, что востребованность японских марок объясняется их высокой надежностью и хорошим техническим состоянием. По этой причине российские потребители из года в год выбирают именно японские бренды на рынке подержанных автомобилей.