Каждый знает, что есть летняя, зимняя и всесезонная резина. Отличается она не только рисунком протектора и ошиповкой, но и химическим составом. Например, летняя резина зимой становится жесткой, так как это пластмасса и ее протекторы быстро забиваются. Результат – никакого сцепления с дорогой и как следствие — авария. И наоборот, зимняя резина летом становится мягкой и хрупкой, как пластилин, что тоже снижает сцепление с любым дорожным покрытием и ускоряет износ. К всесезонным шинам отношение двоякое. Вроде и деньги экономишь… но походи круглый год в одной паре обуви. Да и универсальности доверия мало: объять необъятное, универсальная таблетка, словом, ни рыба ни мясо. Ездить на ней, конечно, можно, но очень аккуратно: низкий уровень безопасности, недостаточно хорошая пластичность как зимой, так и летом.
Самое мудрое решение – подбирать «обувку» в соответствии с сезоном, типом автомобиля (требованиям завода-изготовителя) и стилем своего вождения. Например, если на улице лето и вы часто ездите по скоростным дорогам, то лучше выбрать дождевую резину (исключающую эффект аквапланирования) с высоким индексом скорости. Если же на улице зима и ездить приходится в основном по обледенелым дорогам, то лучше переобуться в ошипованную резину.
Часто автолюбители спорят, какая резина зимой лучше, с шипами или без (фрикционная). А спорить, в принципе, не о чем. Все зависит от того, где и как вы ездите. Заострим внимание на «где». Зимой существует только два вида дорог: обледенелые (раскатанные) и заснеженные. Со льдом под колесами отлично справляются шипы, но на заснеженной дороге они бесполезны. Здесь гораздо лучше себя покажут фрикционные шины. Кроме того, они меньше шумят и осенью их можно ставить, не дожидаясь первого снега. Если же поставить загодя ошипованные колеса и ездить на них по чистому асфальту, жди беды – скользить на шипах можно, как на коньках. В Москве, например, где зимой дороги мало отличаются от летних, более оправданно использование зимних шин без шипов. Но при этом следует быть осторожным на перекрестках и под эстакадами, где встречается лед. Фрикционные шины его держат, но не так, как ошипованные.
Следующий критерий выбора «обувки» — требования к резине завода-изготовителя вашего авто. Это радиус, ширина и высота профиля, индекс нагрузки и скорости. Вся эта информация указывается на боках покрышек. Например: 175/70 R13 82 T.
175 — ширина профиля шины, мм.
70 — высота профиля в % от ширины (70 % от указанной ширины =» 122,5″ мм). Бывает, что высоту профиля называют серией. Если же этот показатель на резине не указан, то шина полнопрофильная (80-82%).
R13 — диаметр диска, на который рассчитана шина.
82 — индекс нагрузки. Указывает на максимально допустимую нагрузку на шину в кг.
Т — индекс скорости. Указывает на максимально допустимую скорость.
Этой информации вполне достаточно, чтобы грамотно подобрать шины, но есть и другие обозначения, несущие массу полезной информации:
TUBE TYPE — камерная конструкция.
TUBELESS — бескамерная конструкция.
TREADWEAR 380 — коэффициент износоустойчивости, определяется по отношению к «обычной шине», для которой он равен 100.
TRACTION А — коэффициент сцепления, имеет значения А, В и С. Шины с коэффициентом А имеют наибольшую величину сцепления.
TEMPERATURE A — температурный режим, показатель характеризующий способность шины противостоять температурным воздействиям. Он, как и предыдущий, подразделяется на три категории А, В и С.
Е17 — соответствие Европейским стандартам.
DOT — соответствие стандартам США.
M+S (грязь и снег), Winter (зима), Rain (дождь), Water или Aqua (вода), All Season North America (все сезоны Северной Америки) и т.п. — шины, предназначенные для эксплуатации в конкретных условиях.
PLIES: TREAD — состав слоя протектора.
SIDEWALL — состав слоя боковины.
MAX LOAD — максимальная нагрузка, кг/английские фунты.
MAX PRESSURE — максимальное внутреннее давление в шине, КПа.
ROTATION >>> — направление вращения.
LEFT — шина устанавливается на левую сторону автомобиля (шина с асимметричным рисунком протектора).
RIGHT — шина устанавливается на правую сторону автомобиля (шина с асимметричным рисунком протектора).
OUTSIDE или Side Facing Out — внешняя сторона установки (шина с асимметричным рисунком протектора).
INSIDE или Side Facing Inwards — внутренняя сторона установки (шина с асимметричным рисунком протектора).
TWI D — указатель индикатора износа проектора. Индикатор – выступ на дне канавки протектора. Если протектор стирается до его уровня, значит пришло время менять шину.
Таблица индексов скорости
Условное обозначение |
Максимальная скорость, км/ч |
L |
120 |
M |
130 |
N |
140 |
P |
150 |
Q |
160 |
R |
170 |
S |
180 |
T |
190 |
U |
200 |
H |
210 |
V |
240 |
W |
270 |
Y |
300 |
Z |
Свыше 240 |
Таблица индексов нагрузки шин
КН кг | КН кг | КН кг | КН кг |
50 190 | 71 345 | 92 630 | 113 1150 |
51 195 | 72 355 | 93 650 | 114 1180 |
52 200 | 73 365 | 94 670 | 115 1215 |
53 206 | 74 375 | 95 690 | 116 1250 |
54 212 | 75 387 | 96 710 | 117 1285 |
55 218 | 76 400 | 97 730 | 118 1320 |
56 224 | 77 412 | 98 750 | 119 1360 |
57 230 | 78 425 | 199 775 | 120 1400 |
58 236 | 79 437 | 100 800 | 121 1450 |
59 243 | 80 450 | 101 825 | 122 1500 |
60 250 | 81 462 | 102 850 | 123 1550 |
61 257 | 82 475 | 103 875 | 124 1600 |
62 265 | 83 487 | 104 900 | 125 1650 |
63 272 | 84 500 | 105 925 | 126 1700 |
64 280 | 85 515 | 106 950 | 127 1750 |
65 290 | 86 530 | 107 975 | 128 1800 |
66 300 | 87 545 | 108 1000 | 129 1850 |
67 307 | 88 560 | 109 1030 | 130 1900 |
68 315 | 89 580 | 110 1060 | |
69 325 | 90 600 | 111 1090 | |
70 335 | 91 615 | 112 1120 |
И напоследок еще несколько очень важных советов. Ставьте на все колеса резину одной марки и модели! Не стоит рисковать и переобувать к зиме только ведущие колеса! Не ставьте шины с одинаковыми рисунками, но производства разных фирм – не забывайте про отличие химических составов!