Сегодня на российском рынке представлен огромный ассортимент автомобильных покрышек. У каждого автовладельца есть возможность выбора, причем большинство людей осуществляет выбор покрышек для своей машины, следуя простым принципам: «что более известно и престижно», «что дешевле» или «что приобрел сосед или знакомые». Конечно, в большом почете у российских автовладельцев шины известных зарубежных марок – Pirelli, Michelin, Nokian, Bridgestone и Goodyear. А вот к шинам отечественного производства отношение скорее скептическое и отрицательное вследствие того, что многие из нас привыкли ставить знак равенства между российскими товарами и сомнительным качеством.

Владельцы автомобилей в России считают, что лучше переплатить и купить шины, которые производятся на заводах где-нибудь в Германии или Японии, нежели приобрести более дешевую российскую продукцию, которая, по их мнению, просто не может конкурировать с шинами зарубежных компаний. Ясно же, что рабочие иностранных компаний все делают на совесть и максимально качественно, чего якобы нельзя сказать о наших специалистах.

Автошины

Такие стереотипные рассуждения относительно шин российского производства, к сожалению,чрезвычайно распространены в нашей стране. Но имеют ли они под собой веские основания и можно ли доверять продукции российских шинных компаний? В этой статье мы попробуем развенчать несколько устоявшихся мифов и заблуждений, касающихся шин отечественного производства.

Российские автолюбители часто мыслят штампами — если качественное, то значит обязательно должно быть импортным и дорогим. Более дешевые же российские покрышки считаются товаром второго сорта, который можно приобретать только в том случае, если просто не хватает денег на покупку более качественных покрышек от зарубежных брендов. Действительно качество стоит денег, однако говорить о том, что  ничего хорошего и качественного российские шинные заводы не способны предложить в принципе, не правильно. Критики шинной продукции российского производства в своих доводах обычно обращаются к нескольким сложившимся стереотипам.

Отсутствие самостоятельной разработки и отставание в технологиях

В частности, в укор российским производителям ставится то, что якобы они не занимаются самостоятельной разработкой автомобильных покрышек, а только копируют продукцию, уже имеющуюся на мировом рынке. Вследствие этого, по мнению критиков, крупнейшие зарубежные компании существенно обгоняют российские по части внедрения новых технологий и инноваций, которые положительным образом сказываются на характеристиках шины. На самом деле отечественные производители, вроде Ярославского или Кировского шинных заводов, занимаются разработкой шинной продукции, причем делают это они совершенно аналогично той работе, которая ведется в зарубежных лабораториях.

Сам процесс разработки автомобильных покрышек, что в нашей стране, что за рубежом, проходит по стандартной схеме и состоит из пяти отдельных этапов. Сначала осуществляется компьютерное моделирование конструкции, рисунка протектора шины  и ее профилей. Затем программными средствами производится расчет вариантов поведения покрышки в различных дорожных условиях. Далее оптимальные варианты покрышки, отобранные на предыдущем этапе, проходят тестовые испытания на полигоне.

Здесь проверяется эффективность торможения, разгон, устойчивость, сбалансированность характеристик. Выявленные параметры сравниваются с известными серийными образцами от компаний-конкурентов. И, наконец, осуществляется доводка выбранного образца и сдача шины в серийное производство. На российских заводах всем этим этапам проектирования уделяется такое же внимание, как и на предприятиях мировых лидеров шинной индустрии.

Что же касается внедрения новых технологий, то российские компании практически ни в чем не уступают здесь своим иностранным конкурентам. Примером этого может служить хотя бы тот факт, что технология двухслойной резины протектора, которая широко рекламируется многими зарубежными брендами, Ярославский шинный завод успешно применяет в своей продукции уже в течение более пяти лет.

А на шинном заводе в Воронеже сегодня выпускается авторезина с четырехслойным протектором. Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что в области технологических инноваций российские производители шин идут в ногу с ведущими зарубежными компаниями.

Недостаточная квалификация персонала и невысокое качество производства

Но, пожалуй, главная претензия критиков шин отечественного производства сводится к тому, что персонал на российских заводах недостаточно квалифицирован, чтобы выпускать действительно качественную продукцию. Грубо говоря, у наших рабочих «руки кривые», в то время как сотрудники, занятые на немецких или французских предприятиях, работают на совесть. Это глубокое заблуждение по двум причинам.

Во-первых, ручной труд и пресловутый «человеческий фактор» на предприятиях шинной промышленности уже давно сведен к минимуму как у нас в стране, так и за рубежом. Весь процесс производства автомобильных покрышек полностью автоматизирован, он осуществляется на высокотехнологичном оборудовании и управляется не людьми, а компьютерами. На российских предприятиях установлено точно такое же оборудование, отвечающее всем современным требованиям, что и на немецких, японских или французских заводах.

Причем установкой и настройкой этого оборудования в России занимались иностранные специалисты. Рабочие же нужны только для того, чтобы следить за оборудованием. Качество изготавливаемых покрышек контролируется электроникой, а не людьми,  и все внутренние дефекты шин легко выявляются на стадии производства.

Во-вторых, «криворукость» наших рабочих и специалистов легко опровергается хотя бы тем фактом, что на территории России сегодня располагаются заводы ведущих мировых брендов, которые производят качественную продукцию не только для российских потребителей, но и для всей Европы. Например, у всемирно известной компании NokianTyres имеется всего два завода: один из них расположен на территории Финляндии, а другой – в российском Всеволожске. Причем российское подразделение, оборудованное современной надежной автоматикой, превосходит финское предприятие по всем показателям, обеспечивая выпуск продукции высочайшего качества для потребителей в странах Европы и СНГ.

То же самое можно сказать и о французской компании Michelin, которая еще в 2004 году открыла свое производственное предприятие в деревне Давыдово Московской области. Покрышки от Michelin, изготовленные на современном оборудовании при участии наших рабочих и специалистов, поставляются во многие страны мира. И их высокое качество почему-то никем не подвергается сомнению. Поэтому разговоры о том, что отечественные производители просто по определению не могут изготовить нормальные, качественные шины, не соответствуют действительности.

Использование низкокачественного сырья

Хорошо, говорят критики, российские шинные предприятия действительно оснащены современным оборудованием и люди там работают квалифицированные, однако  отечественные производители применяют сырье низкого качества. Тут можно ответить следующее. Хотя современные автомобильные шины представляют собой довольно сложную по своему химическому составу продукцию, их основу все же составляют разнообразные каучуковые смеси. Отметим, что доля натурального каучука в российских шинах Cordiant или Amtel точно такая же, как и в покрышках известных зарубежных брендов, то есть порядка 10 – 20 процентов.

Различные же виды синтетических каучуков, которые также применяются при создании шин, ведущие мировые производители закупают зачастую ни где-нибудь, а в России. В частности, французская компания Michelin приобретает значительную долю искусственного каучука, необходимого для производства шин этой марки, в нашей стране. Таким образом, сырье, из которого производятся покрышки отечественного производства, абсолютно аналогичное по качеству и своим характеристикам тому, что используют зарубежные компании.

Качество шин отечественного производства не прогнозируемо 

Наконец, еще одно распространенное мнение заключается в том, что угадать с покупкой качественных российских шин непросто. Отчасти это соответствует действительности, ведь качество каждой конкретной покрышки, в принципе, может быть мало прогнозируемо. Однако то же в полной мере можно сказать и о покрышках зарубежного производства. Если сравнить общий процент претензий и нареканий к качеству шин российского и иностранного производства, то получится, что они вполне сопоставимы.

Тут нужно иметь в виду, что многие автовладельцы путают дефекты производственные с эксплуатационными. Зачастую те, кто кричат о появлении «шишек» и «гули»,  сами портят купленные ими шины даже очень хорошего качества неправильными условиями эксплуатации. Дефекты же производственные в отечественных шинах встречается не чаще, чем в зарубежной продукции.

Единственный минус многих российских производителей в этом отношении состоит  только в том, что они реализуют на рынке, а не утилизируют автомобильные покрышки, которые в результате испытаний не прошли контроля качества. Однако на таких покрышках обычно ставится соответствующая маркировка, а потому автовладельцам нужно просто быть более внимательными при выборе шин, чтобы не прогадать в качестве.

Таким образом, вопреки широко распространенным мифам и заблуждениям, российские шины сильно не уступают по качеству, технологиям или эксплуатационным характеристикам зарубежным аналогам. Трудно назвать какое-либо российское шинное предприятие или отечественный бренд, который бы заметно превосходил известные мировые марки по количеству возвратов продукции. Мифы о низком качестве российских шин во многом навеяны предрассудками, касающимися, в принципе, любых товаров отечественного производства. Поэтому при покупке российских покрышек по доступной цене автовладельцы вполне могут рассчитывать на достойное качество и безопасность вождения.