С наступлением зимних холодов в жизни любого автовладельца начинается, пожалуй, самый сложный период. Частая смена дорожных условий со снегом, слякотью и льдом приводит к тому, что передвигаться на автомобиле становится небезопасно. В этой ситуации единственно правильным решением становится переход на зимние шины, способные обеспечить устойчивость автомобиля в условиях гололеда и низких температур. Но зимние шины могут быть самыми разнообразными, и они очень по-разному ведут себя в тех или иных дорожных условиях.
Каждый год осенне-зимний период знаменуется оживленными дискуссиями среди автовладельцев по поводу того, что лучше – зимние шипованные или нешипованные шины? Каждая из сторон придерживается собственных аргументов, но однозначного ответа на вопрос, какая шина больше всего подходит для российской зимы – с шипами или без, нет. Конечно, благодаря шипам обеспечивается более высокий коэффициент сцепления автомобильных колес с дорожной поверхностью, что является залогом безопасной езды по ледяной или заснеженной дороге. Однако зачастую нешипованная резина показывает себя даже с лучшей стороны, в сравнении с шипованной, на сильно скользкой дороге.
Все дело в том, что на устойчивость автомобиля и безопасность вождения в зимних условиях влияет не только фактор наличия или отсутствия шипов, но и рисунок протектора, состав резиновой смеси и множество других аспектов. Попробуем разобраться в том, в каких случаях лучше устанавливать шипованную резину, а в каких – нешипованную.
Согласно различным опросам среди российских автовладельцев, большинство из них все же предпочитает приобретать шипованную резину, полагая, что она может обеспечить более уверенное и стабильное поведение автомобиля на зимних дорогах. Шипованная резина пользуется большой популярностью в тех регионах, где выпадает много снега, а температура воздуха может колебаться в достаточно широких пределах. В скандинавских странах, в частности, в Швеции и Финляндии, вообще законодательно запрещено использовать автомобиль зимой, который не оборудован шипованными покрышками.
Однако в странах Центральной Европы, где обычно наблюдается мокрая и малоснежная зима, нешипованная резина демонстрирует свои наилучшие качества. Ведь такие шины отлично ведут себя на дорожных покрытиях с мокрой грязью. В крупных российских мегаполисах, таких как Санкт-Петербург или Москва, где дороги достаточно оперативно очищают от снега, а зима более теплая, чем, например, на Урале или в Сибири, многие автовладельцы также отдают предпочтение именно нешипованной резине. Итак, в чем же преимущества и недостатки, соответственно, шипованных и нешипованных шин?
Шипованная резина
Наверное, никому не нужно объяснять то, что смысл использования шипов в автомобильных покрышках заключается в обеспечении максимального сцепления колес с ледяной или заснеженной дорогой и сокращении тем самым тормозного пути. Причем шипы размещают, как правило, не по определенному установленному рисунку, а хаотично распределяют их по всему протектору. Это гарантирует более высокие сцепные качества и отсутствие перехода автомобиля при торможении в движение юзом. Благодаря использованию шипов обеспечиваются превосходные показатели управляемости и устойчивости автомобиля на голом льду и накатанном снегу.
Специалисты единодушны в своих оценках – зимняя шипованная резина отлично справляется со своей работой на тех участках дороги, которые недостаточно хорошо очищены от снега или на них имеется толстый слой льда. Но само присутствие шипов в конструкции зимней шины оборачивается серьезными минусами.
Прежде всего, на сухом или мокром асфальте присутствие шипов дает отрицательный эффект — уменьшается площадь взаимодействия шины с дорогой, и, как следствие, наблюдается снижение управляемости автомобилем и увеличение тормозного пути. На очищенном от снега асфальте показатели шипованной резины заметно хуже, чем у шины без шипов. Учитывая, что в городских условиях автовладельцы в зиму чаще всего передвигаются все же по очищенным асфальтовым дорогам, все преимущества от использования шипованной резины теряются.
Шипованная резина традиционно менее комфортна при вождении. Она не только издает много шума, но и увеличивает расход топлива. Кроме того, шины с шипами довольно быстро изнашиваются по той простой причине, что при резких торможениях или разгонах на асфальте шипы имеют неприятное свойство вылетать из своих гнезд вместе с небольшими кусками протектора. Конечно, у тех водителей, кто каждый день ездит аккуратно, на средней скорости, комплект шипованной резины вполне может прослужить четыре сезона, что немало. Однако тем водителям, кто предпочитает агрессивную манеру езды, использование шипованной резины может обойтись довольно дорого. Ведь при резких ускорениях и торможениях количество шипов резко уменьшается.
Мало того, что шипованная резина сама быстро изнашивается, она еще и разрушает дорожное покрытие. Именно по этой причине зимние шины с шипами запрещены в некоторых европейских странах. Ко всему прочему нужно добавить тот факт, что шипованные шины требуют регулярной балансировки — ее рекомендуется проводить два — три раза за сезон вследствие часто выпадающих шипов противоскольжения. Также при хранении шипованных шин водителю рекомендуется помечать на них направление вращения, чтобы в следующем сезоне «обуться» правильно. Менять направление вращения шипованной резины не рекомендуется. А для более равномерного износа таких покрышек приходится местами шины с ведущих и ведомых колес автомобиля.
Как мы видим, недостатков у шипованной резины предостаточно. Но даже если нешипованные шины могут показаться кому-то более комфортными и износостойкими, тем не менее, нужно признать, что присутствие шипов значительно увеличивает коэффициент сцепления авторезины с дорожным покрытием в условиях гололеда и на укатанной заснеженной дороге. И если на городских дорогах это преимущество может не играть серьезной роли, то на заснеженных и обледенелых трассах шипы, конечно, очень полезны. Если Вам предстоит ездить в зимнее время по проселочным или плохо очищенным от снега дорогам, то шипованная резина является гарантией более безопасной и стабильной езды. К тому же, антиблокировочная система торможения автомобиля зимой работает лучше именно в сочетании с шипованной резиной.
Нешипованная резина
В последние годы мы довольно часто сталкиваемся с разнообразными капризами природы. Особенно это касается зимнего периода, когда погодастановится куда более непредсказуемой. Уже стали привычными резкие перепады температур, изморозь и сырая погода в зимние месяцы. Вместо суровой российской зимы с ее предельно низкими температурами и обилием снега мы видим мягкую, теплую погоду и, как следствие, отсутствие льда на дорогах. В таких ситуациях отсутствие шипов на зимней резине обеспечивает водителю больший комфорт при вождении, ощущение устойчивости и полной управляемости автомобилем. Нешипованная резина обладает особой поверхностью протектора с большим количеством мелких ламелей, которые при соприкосновении с дорогой словно прилипают к ней. Поэтому такие шины часто называют липучками.
Там, где шипованная резина демонстрирует свои лучшие качества, то есть на голом льду и заснеженных дорогах, нешипованные шины оказываются практически бесполезными. Но на городских дорогах и магистралях с неглубокой снежной кашицей и небольшими участками заснеженного льда нешипованная резина показывает превосходные результаты. Например, на бесснежном асфальтовом покрытии резина без шипов обладает на 5 – 10% большей эффективностью, чем шипованные шины. И это легко объяснимо. Ведь при наличии шипов пятно контакта шины с асфальтовым покрытием уменьшается, что увеличивает тормозной путь автомобиля.
В условиях мегаполиса автовладельцам довольно редко приходится ездить по льду, поскольку дороги регулярно очищаются и посыпаются реагентами. Поэтому для преимущественной езды по городским дорогам или хорошо очищаемым от снега трассам нешипованные (фрикционные) шины являются оптимальным вариантом. Они не только обеспечивают наилучшее сцепление с асфальтовым дорожным покрытием, но и гарантируют прекрасный акустический комфорт и более низкий расход топлива. Таким образом, стоит предпочесть нешипованную зимнюю резину, если Вы планируете регулярные поездки в черте города, а за город практически не выбираетесь.
Еще пару десятилетий казалось, что в условиях российской зимы никакой альтернативы шипованным покрышкам просто нет. Однако технический прогресс не стоит на месте и ведущие компании-производители авторезины за последние годы сумели существенно улучшить сцепные характеристики фрикционных шин. И сегодня некоторые модели нешипованных покрышек мало в чем уступают шипованным шинам с точки зрения обеспечения безопасности и устойчивости автомобиля зимой. А по ряду своих эксплуатационных качеств даже превосходят их.
В первую очередь, производители постоянно работают над созданием уникального состава резиновой смеси для протектора таких шинна основе молекулярных связей. Зимняя нешипованная шина должна сохранять необходимую мягкость и эластичность даже в условиях морозной погоды, чтобы обеспечивать превосходное сцепление с дорогой.
Например, в зимних нешипованных шинах Nokian WR A3 используется специальная криогенная смесь с канолой. Комбинация натурального каучука, кремния и масла канолы не только оптимизирует сцепление на влажной и заснеженной дороге, но и обеспечивает более высокую устойчивость протектора шины к разрыву при различных температурах. А в шинах PilotAlpin 4 инженеры французской компании Michelin использовали формулу резиновой смеси Heliocompound 3G на основе кремния с содержанием масла подсолнечника. Благодаря такой формуле резиновой смеси шина даже при низких температурах сохраняет свою способность деформироваться о микронеровности дороги, тем самым, обеспечивая отличное сцепление.
Плодотворная работа инженеров над созданием новых резиновых смесей для протектора нешипованных шин дает ощутимые результаты даже на тех дорожных поверхностях, где резина без шипов традиционно проигрывает шипованной резине. К примеру, для обеспечения превосходной управляемости на льду специалисты Bridgestone применили в модели Blizzak Revo GZ уникальный микропористый состав резины с микропорами и каналами. При движении автомобиля по мокрой поверхности микроотверстия выполняютфункцию резервуаров для впитывания водяной пленки, тем самым, гарантируя лучшее сцепление протектора шины непосредственно с дорогой. Причем по мере износа шины появляются новые микроканалы, поскольку они содержатся во всем верхнем составе резиновой смеси протектора. Для водителя это означает стабильное торможение и сцепление с дорогой в течение всего срока службы нешипованнойпокрышки.
Сегодня нешипованные шины нередко представляют собой своеобразный слоеный пирог, каждая часть которого отвечает за определенную функцию. В качестве примера можно привести зимнюю нешипованную шину Goodyear UltraGrip Ice+, в которой используется уникальная технология активного сцепления с дорогой ActiveGrip. Одной из особенностей этой технологии является то, что протектор шины UltraGripIce+ состоит из двух слоев. Верхний слой протектора, изготовленный из более мягкой резины, обеспечивает высокое сцепление с обледенелой поверхностью и эксплуатацию шины в условиях экстремальных температур. Более же твердый, нижний слой предназначен для надежного сцепления и управляемости при езде по сухому и влажному асфальту в условиях повышения температуры.
Если у шипованной резины высокий уровень сцепления колеса с поверхностью зимней дороги обеспечивается, главным образом, за счет шипов, то в нешипованных шинах сцепление достигается за счет так называемых ламелей. Это тонкие прорези, рассекающие поверхность отдельного блока протектора. Во многих новых моделях нешипованных покрышек используется технология расположения ламелей под различными углами, вследствие чего жесткость блоков протектора увеличивается и обеспечивается более точное управление автомобилем на прямых и в поворотах.
Для этого применяются объемные 3D (пространственные) ламели, которые гарантируют большую устойчивость отдельных блоков протектора к деформации для максимального сцепления на льду, влажном или сухом покрытии. Эта технология, в частности, реализована во фрикционных шинах Yokohama G072. Производители всегда стараются увеличить количество ламелей в своих новинках, ведь именно ламели создают то большое число цепляющихся кромок, благодаря которым удается существенно сократить тормозной путь.
Еще один аспект работы инженеров, создающих нешипованные шины – это рисунок протектора. Как правило, у нешипованной резины рисунок протектора имеет определенную направленность, что способствует увеличению силы сцепления с мокрой дорогой. Для эффективного отвода влаги из пятна контакта и с поверхности шины на протекторе используется большое количество прямых или зигзагообразных дренажных канавок. Это гарантирует высокое сопротивление аквапланированию при движении автомобиля по мокрому асфальту.
Также при создании нешипованных шин уделяется внимание конструкции изгибов боковин для снижения бокового сноса при движении по снегу и льду. В частности, в уже упомянутой модели нешипованной резины Bridgestone Blizzak Revo GZ применяется особый, асимметричный контур изгибов боковин, что призвано снизить вибрации, повысить устойчивость автомобиля и комфорт при вождении на заснеженной трассе.
Уже осенью каждому автовладельцу приходится задумываться над тем, какие шины – шипованные или нешипованные – купить для зимнего сезона. Как мы уже успели убедиться шипованная и нешипованная резина имеют как свои несомненные плюсы, таки очевидные минусы. При выборе стоит учитывать, пожалуй, самый важный фактор – условия эксплуатации. Необходимо определиться, по каким дорогам Вам чаще всего придется ездить зимой. Если Вы планируете часто ездить за город и передвигаться по заснеженным или покрытым ледяной коркой трассам, то, очевидно, шипованные шины обеспечат Вам лучшую управляемость автомобилем и большую безопасность.
Но если Ваши маршруты будут проходить преимущественно в пределах городской черты, где дороги не только убирают от снега, но и посыпают песком и солью, то современная нешипованная резина вполне удовлетворит Ваши потребности в безопасной и комфортной езде.