Одним из основных требований авторынка, предъявляемых к современным автомобилям, является их низкий уровень шума. Поэтому в настоящее время каждый производитель автомобилей старается устранить слабые места в его конструкции, являющиеся источником шума.
Чтобы избавиться от шума, необходимо разобраться в причинах его появления. Источников шума в автомобиле предостаточно, и основные из них следующие:
• При работе двигателя возникает вибрация, которая через элементы крепления передается на кузов автомобиля. В результате в салоне начинают раздаваться скрипы и дребезжание.
• Источниками посторонних звуков в салоне могут быть некачественное пластмассовое оборудование, плохая сборка деталей торпедо, незакрепленные в салоне предметы, например содержимое «бардачка».
• Шум от скольжения шин (особенно при высокой скорости), проникающий в салон через щели и отверстия в кузове, или через плохое остекление салона.
От многих источников шума избавиться непросто, т.к. они изначально заложены в конструкции автомобиля. Это, к примеру, плохо смоделированная конструкция кузова и нехватка жесткости. Или плохо отбалансированные силовые агрегаты и узлы трансмиссии. Многое можно сделать самому, например, хорошо закрепить все, что гремит, регулярно проводить профилактику. Или отрегулировать крепление навесного оборудования — съемный багажник, зеркала, антенны и т.д., тем самым улучшив аэродинамику своего автомобиля. В остальных случаях может помочь автосервис с его отработанными технологиями шумоизоляции.
Главной составляющей любой технологии шумоизоляции автомобиля является использование специальных вибро- и звукопоглощающих материалов и защитных кожухов. Все материалы можно разделить на две основные группы:
• звукоизоляторы, которые обладают слабой звукопроводностью и низкой теплопроводностью, и за счет этого хорошо поглощают звук и изолируют салон от шума моторного отсека;
• вибродемпферы, которые борются с вибрацией на кузовном железе, работая как утяжелители.
Технология шумоизоляции у разных моделей автомобилей может несколько отличаться, но общие принципы остаются неизменными и заключаются в следующем. Сначала полностью разбирается салон автомобиля, в местах предполагаемого нанесения изоляционных материалов отсоединяются жгуты электропроводки, снимаются коврики и хорошо просушивается внутренняя поверхность кузова. Затем удаляются заводские шумоизоляционные материалы, удаляются очаги коррозии и грунтуются и красятся незащищенные участки. После сушки поверхность, куда будет наноситься изоляционный материал, хорошо обезжиривается. И наконец, предварительно вырезанный по шаблону материал наклеивается.
Шумоизоляционными материалами обрабатывают, как правило, колесные арки, пол салона, его перегородку с моторным отсеком. Под капотом используются специальные негорючие материалы со специальным теплоотражающим слоем, ибо там температура может быть весьма высокой. Шумоизоляция автомобиля потребуется и при установке музыки для более красочного ее звучания.